Покемономания вновь захлестнула весь мир. О них говорят на каждом углу – даже в Кремле. Но это далеко не первый успех Nintendo – создателей вселенной Pokemon. В связи с этим мы решили вспомнить, с чего начиналась эта компания и как она пришла к мировому господству через наши смартфоны.
История Nintendo началась, страшно подумать, почти 127 лет назад — это едва ли не старейшая компания на рынке IT.
Основал её в Киото, тогдашней столице Японии, Фусадзиро Ямаути. Известна даже дата — 23 сентября 1889 года. В этот день Ямаути открыл небольшой магазинчик «Нинтендо Коппаи», в котором производил и реализовывал игральные карты ханафуда — традиционные японские карты.Набор карт ханафуда
Так как такие наборы в Японии были популярны, а карты у Ямаути были хорошие, бизнес начал процветать, и в скором времени Фусадзиро решил расширяться и открыл свой второй магазин, в Осаке. Более того — так как наборы ханафуда универсальны (как наши игральные карты), Ямаути начал разрабатывать уже новые игры для них.
Казалось бы — нет горя у Фусадзиро-сана, бизнес есть, деньги приносит, своё креативное наследие в виде игр он оставляет… Но у него была одна проблема, понятная каждому мужчине того времени — у него не было наследника, которому можно было оставить компанию. Была наследница, но доверить семейное дело женщине в Японии начала XX века никто не мог. В итоге было принято соломоново решение – у руля Nintendo становится зять Фусадзиро, Секирё Канеде, но меняет фамилию и становится Секирё Ямаути. Произошло это в 1929 году.
К тому времени Nintendo уже стала большим игровым предприятием, и для дистрибуции её продукции Секирё основал ещё одну компанию — Marufuku.
В целом, ничего прорывного при новообретённом Ямаути не произошло – дело продолжало развиваться и расширяться. Но, видимо, его новая фамилия приносит небольшую толику неудачи, и он столкнулся с той же проблемой, что была у его тестя — преемник на пост руководителя нужен был из семьи, но его не было. Казалось бы — в чём проблема выкрутиться во второй раз тем же путём? Но Сиканодзё Инабе, представитель следующего поколения зятей, лезть в дело отца своей жены не захотел и даже бросил её. Не из-за этого, но семья всё же распалась. Спасать честь династии в 1949 году пришлось его сыну, внуку Секирё и правнуку основателя Фусадзиро — 22-летнему юноше по имени Хироси (естественно, фамилия у него была Ямаути).Именно при Хироси, который, кстати, сначала не особо горел желанием возглавлять Nintendo, компания перестала печатать карты и стала известным нам трансконтинентальным игровым гигантом. Но этому предшествовал долгий и сложный путь. В частности, сотрудники вверенной ему компании не были ему рады, поскольку считали папенькиным сынком. В итоге молодому руководителю пришлось даже проявить свою жёсткость, уволив главных противников его существования в Nintendo и тем самым убрав потенциальных зачинщиков протестов и забастовок.
Первым серьёзным шагом Хироси на посту руководителя стало объединение двух компаний — Nintendo и Marufuku, занимавшихся, по сути, одним и тем же — картами. Ошеломительный успех к Nintendo пришёл в тот момент, когда Ямаути-младший решил производить карты ханафуда из пластика — невиданная на тот момент диковинка для послевоенной Японии. Их раскупали огромными тиражами, и деньги у компании росли в геометрической прогрессии. В какой-то момент, а именно в 1959 году, доходов хватило на то, чтобы заключить контракт не абы с кем, а с самой Walt Disney Studios и получить лицензию на производство карт с персонажами студии. Это было попадание в яблочко. Карты с мультгероями имели бешеный успех.
Карты с Микки Маусом
В результате, недолго думая, опьянённый успехами Хироси решил, что пора выходить на рынок США и Европы. Впрочем, реальность быстро поставила на место молодого руководителя: рынок карт на Западе был куда меньше, чем в Японии, и потому получить там было нечего.
После этого Ямаути решил попробовать запустить продукты на совершенно новых для компании рынках. Благо, финансы Nintendo позволяли — к 1964 году её чистая прибыль составила невероятные ¥600 млн (или около $1,7 млн). В итоге в середине 60-х годов под крылом у Nintendo, кроме игр, были и такие необычные направления, как еда быстрого приготовления, служба такси и даже почасовые гостиницы (гусары, молчать! Но вы правы, да). Эти эксперименты не только не увенчались успехом, но даже начали тянуть компанию вниз, и Хироси быстро решил вернуть Nintendo в лоно игр.
Для этого под руководством помощника Ямаути, молодого управленца Ироси Иманиси, была произведена реорганизация, в результате которой в компании осталось три подразделения. Два из них занимались картами, а третье — новыми видами игр и развлечений. Последнее в будущем и приведёт компанию к успеху, и в этом большая заслуга молодого инженера Гумпея Ёкои. Первое же его изобретение — игрушка-хваталка Ultra Hand — позволило Nintendo мигом поправить своё финансовое положение.
Ultra Hand
Любопытно, что эту игрушку, которая представляет собой пантограф из нескольких сегментов, Ёкои разработал между сменами и просто развлекался с ней. Ямаути, прохаживаясь по своей компании, совершенно случайно увидел её и поручил срочно готовить полноценный продукт. В последующие несколько лет отдел Гумпея выпустил и другие продукты, которые позволили вернуть Nintendo лидирующие позиции в мире игр: это и электронная игрушка Love Tester, и аппарат для подачи мячей Ultra Machine, и оптоэлектронный пистолет Kosenju SP, с помощью которого можно было стрелять по специальным мишеням. В дальнейшем из него развился световой пистолет, который использовался для стрельбы по уткам в той самой игре (помните хихикающую собачку? До сих пор бесит).
Набор Kosenju SP с мишенями
Успех отдела Ёкои дал чётко понять Хироси Ямаути — надо делать ставку на технологии. Для первого шага в зарождавшемся сегменте видеоигр Nintendo выбрали самый простой и логичный путь — лицензирование. Компания заключила в 1975 году соглашение с пионером видеоигр Magnavox и получила разрешение на производство их приставки Odyssey. Всего через два года, поняв технологические принципы, подчинённые Гумпея разработали уже свою игровую систему, получившую незамысловатое название Color TV-Game.
Примерно в то же время у людей начали появляться простейшие микрокалькуляторы с ЖК-дисплеями. Когда Гумпей увидел их у людей в общественном транспорте, он понял: если этот компактный прибор умеет считать, то заставить его показывать нужную информацию не так уж сложно. Так появилась серия Game&Watch, которая в нашей стране более известна как «Электроника ИМ-02». Или ещё более известна как «Волк и яйца» (в оригинале был Микки Маус; потом диснеевский персонаж появился и в советской версии). Game&Watch оказалась настолько популярной, что её производили аж 11 лет — с 1980 по 1991 годы.
Game&Watch с Микки Маусом
Параллельно с этим Nintendo начинала реализовывать свои планы по полному захвату рынка видеоигр. Во-первых, в 1981 году был выпущен игровой автомат Donkey Kong, который сразу завоевал США. Кстати, в этой игре появился такой персонаж, как Jumpman, который в следующей версии игры уже получил имя Марио. В особых представлениях он, думаю, не нуждается. Причём, его внешний вид был полностью продиктован технологическими ограничениями тех времён: усы позволяли выделить нос на фоне лица, комбинезон подчёркивал движения рук, а кепка была выбрана потому, что узнаваемую причёску тогда сделать было невозможно.
Во-вторых, Nintendo в 1983 году выпустила легендарную приставку Famicon, которая на Западе называлась NES, а в наших краях её официально не было, поэтому всем на постсоветском пространстве она известна как «Денди» — по имени самого популярного клона. Famicon совершила революцию в мире видеоигр — впервые приставку продавали едва ли не по себестоимости: прибыль планировалось получать за счёт продаж игр. Разумеется, это была идея Хироси.
Не «Денди», а Famicon!
Младший Ямаути вообще очень сильно отличался от других японских руководителей, и компанию свою выстраивал исходя из принципов свободы и вседозволенности: на это повлияло его детство, в котором у него не было серьёзных ограничений. Он не устанавливал своим подчинённым жёстких корпоративных правил, и работники не должны были клясться в вечной любви к своей компании, как это происходило (и происходит) в других азиатских корпорациях. Хироси считал, что подобные ограничения серьёзно урезают творческую составляющую его работников, что крайне негативно сказывается на продукции.
Хироси Ямаути
И он был прав. Например, только в таких условиях Гумпей Ёкой смог придумать в 1989 году портативную игровую консоль Game Boy, благодаря которой родилась вселенная Pokemon. Да-да, покемоны появились сначала в видеоигре, и только потом в мультфильме. Game Boy совершил ещё одну революцию в мире карманных развлечений – приставки можно было соединять между собой с помощью кабеля и сталкивать своих монстров в битвах (Pokemon расшифровывается как «PocKEt MONster» — «карманный монстр»). Было три версии игры — Pokemon Blue, Pokemon Red и Pokemon Yellow. Эти же цвета используются и для обозначения разных команд в мобильной Pokemon Go.
Разумеется, даже такой мультиплеер был прорывом в то время, и люди сходили по покемонам с ума уже тогда, 25 лет назад. И вслед за вселенной Mario и вселенной The Legend of Zelda, которая тоже является детищем Nintendo, вселенная Pokemon является одной из важнейших в истории видеоигр.
И если на рынке ТВ-приставок после NES у Nintendo наблюдается спад (сначала серьёзный удар нанесла Sega, потом — Sony), в сегменте портативных консолей компания всегда была на коне. Вслед за Game Boy появился цветной Game Boy Color, а потом и складной Game Boy Advanced. Любопытно, что Ямаути очень ценил обратную совместимость — и потому Game Boy любого поколения мог запустить картриджи от самого первого, чёрно-белого, Game Boy.
В 2002 году Хироси Ямаути покидает свой пост главы Nintendo и передаёт бразды правления Сатору Ивате — первому в истории компании не-члену семьи Ямаути и четвёртому руководителю Nintendo за 113 лет. Детища Иваты — это уже современность компании: бьющая все рекорды Nintendo DS/3DS, а также Nintendo Wii, которая хоть и стала объектом шуток владельцев Xbox и PlayStation, но при этом обогнала эти две приставки по количеству проданных экземпляров.
Любопытно, что при этом Nintendo на протяжении долгого времени упорно игнорировала главный тренд последних нескольких лет: люди не просто стали чаще играть на смартфонах, но рынок игр серьёзно перекосился в их пользу. Причина проста: в компании хотели делать игры только для собственных устройств. Впрочем, долго так продолжаться не могло — и в 2015 году компания, наконец, сдалась и согласилась отдать в смартфоны и планеты свои самые известные тайтлы — Mario, Legend of Zelda и… Pokemon. Это, кстати, одно из последних решений, принятых при Сатору Ивате. К сожалению, через несколько месяцев после этого анонса он скоропостижно скончался, и теперь Nintendo возглавляет её пятый директор — Тацуми Кимишима, который до этого вплотную занимался франшизой покемонов и возглавлял североамериканский офис компании.
В итоге первой ласточкой стала, как мы уже знаем, Pokemon Go, которая рвёт все мыслимые и немыслимые топы — всего за 10 дней на крайне ограниченном количестве рынков (даже в Японии игра официально ещё не присутствует) детище Nintendo и Niantic обогнало по дневной аудитории Twitter в Северной Америке. А у него, между прочим, 65 млн пользователей.
Покемономания приобрела масштаб пандемии и в очередной раз захлестнула весь мир. Вы только представьте себе, что произойдёт, когда Nintendo выпустит для мобильных устройств игры из других своих культовых вселенных: Mario и Legends of Zelda. Наш прогноз — Nintendo завоюет наши смартфоны окончательно и бесповоротно.